Стоить ли учить детей финансовой грамотности в детском саду?

Дошколятам будут рассказывать о бюджетах и рекламе

С какого возраста у ребенка следует системно воспитывать финансовую грамотность? С детского сада, то есть чем раньше – тем лучше. С 1 сентября российским дошкольным образовательным учреждениям будет доступна программа по формированию у детей финансовой грамотности, призванная способствовать экономическому воспитанию уже с малых лет. Программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» разработана Минобразования РФ и Центробанком РФ. Состоит из четырех блоков. Все они связаны между собой и в то же время рассматривают различные аспекты этой области знаний: «Деньги и труд (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Программа, рассчитанная на два или один года преподавания, – в старшей и подготовительной или подготовительных группах детских садов, – предполагает занятия один раз в месяц. Задачи у программы масштабные, в том числе сформировать у детей целый спектр навыков и знаний о труде, зарплате, рекламе, бюджете семьи, финансовом планировании. Их также будут учить экономить воду, электричество и бережно относиться к своему и чужому имуществу. Программа поддерживается методологической базой и учебными материалами, на основе которых воспитатели смогут придумывать собственные уроки, а также игры, головоломки и задания других форматов.

Будет ли обучение финансовой грамоте уже в детском саду эффективным? Каким должно быть экономическое воспитание маленьких детей, чтобы оно действительно дало плоды, а не обернулось тратой времени детей, воспитателей и государственных денег? Свое мнение на этот счет высказали педагог, родители и финансовый эксперт.

Воспитатель: в наших условиях реализовать эту идею будет трудно

В этом году воспитатель средней группы подмосковного детского сада Ирина Анатольевна хватается за голову – в группе 45 детей, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья. На такую команду ребятишек – стандартные два воспитателя, работающие посменно, и нянечка. Как все успеть и при этом успеть качественно – вопрос, на который педагог пока не находит ответа. Вопрос о целесообразности обучения дошколят финансовой грамотности обоснованно вызывает у Ирина Анатольевны противоречивые чувства. «У государства может быть сколько угодно идей. Но пусть попробуют поработать в группе, где 45 детей, среди них и дети с ОВЗ. Все осложняется еще и тем, что родители часто не учат своих детей почти ничему, им лишь бы отправить их в сад! – возмущается педагог. – Как в таких условиях вести полноценный образовательный процесс, если ценное время приходится тратить на организационные вопросы? Вот если бы многие родители относились к своим детям более серьезно, понимая, что воспитание их детишек – это общие задачи и семьи и сада, то мы, воспитатели, успевали бы намного больше. В том числе, было бы время на новые качественные занятия с детьми».

По словам Ирины Анатольевны, преподавание дошколятам финансовой грамотности - тема, безусловно, интересная. При этом все зависит от того, рассмотрение каких аспектов предполагает программа. «Если говорить о финансовой грамотности в контексте профессий, информации о труде взрослых, – то все это мы детям в ходе образовательного процесса и так рассказываем. А если – с точки зрения оплаты труда, то будет очень интересно, как в этой программе объясняется высокая зарплата одних специалистов, без чьей работы вполне можно обойтись, и недостаточная тех, кто играет в жизни страны ключевую роль? Как нам это объяснять детям?», – удивляется воспитатель. Специалист отмечает, что самое важное в обучении детей финансовой грамотности – не навредить гармоничному становлению их личности. Специалисты, разработавшие эту программу, должны правильно расставить в ней приоритеты, чтобы финансовая и духовная грани ребенка развивались гармонично и, люди, впоследствии повзрослев, руку при выходе из автобуса женщине или пожилому человеку не за деньги предлагали. «В целом идея, безусловно, интересная. Ее успех зависит от того, кто и как будет вести этот предмет. На мой взгляд, он больше подойдет детям с математическим складом ума. Впрочем, ментальная математика в ДОУ и так была бы прогрессом. Но пока что с учетом перегруженности групп мы, педагоги, хватаемся за голову и пытаемся успеть сделать и преподать все то, что уже есть в плане», – заключает Ирина Анатольевна.

Родители: мы «за», если детям это будет понятно и интересно

У 35-летней Марины двое детей. Старший сын в третьем классе, младшая дочь – в старшей группе детского сада. Никакой информации об обучении детей финансовой грамотности родителям дошколят пока не сообщали. Вместе с тем Марина отмечает, что она сторонница того, чтобы обучать детей такой науке уже в детском саду. Самое главное – чтобы формат обучения был игровой и легкоусвояемый. «Сейчас такое время, когда очень важно уметь обращаться с деньгами, знать им цену, уметь распоряжаться и делать правильный выбор в пользу того или иного товара, – рассказывает Марина. – У меня лично в восьмом или девятом классе была экономика. И могу сказать, что это была пустая трата времени. Мы записывали и заучивали определения спроса, предложения и других терминов. Учили формулы. Было невероятно скучно и, самое главное, никто особо не понимал, зачем нам эта сухая и пресная информация. Вот если бы нам рассказали, как работает банк или как ребенку накопить деньги и на что потратить, – это было бы намного полезнее». При этом Марина отмечает, что при условии небольших по времени интересных игровых занятий обучение финансовой грамотности будет полезно детям уже в детском саду.

Бабушка пятилетнего Матвея Татьяна Ивановна, в свою очередь, уверена, что ответственные родители и без уроков финансовой грамотности рассказывают детям о том, как нужно вести себя с деньгами. «В нашей семьей, да и в любой другой, главное – это личный пример. Ребенок никогда не будет разумно распоряжаться деньгами, если его родители транжиры и не планируют расходы. Не будет личного примера – любые уроки будут бесполезными», – уверена бабушка. Татьяна Ивановна отмечает, что, на ее взгляд, современные дети слишком избалованы и поэтому часто не знают цену деньгам и не берегут их. «Нужно учить ребенка, что не следует тратить деньги направо и налево, а лучше контролировать свой выбор. Одна пословица гласит, что человек, который тратит деньги на пустяки, однажды будет вынужден продавать необходимое. Очень правильно сказано, я считаю», – заключает пенсионерка.

Финансовый эксперт: обучать детей финансовой грамотности в садике рано

У заместителя председателя правления финансового магазина Боггат Александра Орехова другая точка зрения. Эксперт уверен – несмотря на единый курс по повышению финансовой грамотности населения России, который был задан президентом РФ в 2017 году, обучать финансовой грамотности дошколят нецелесообразно. «Если обрисовать всю общую схему воспитания финансовой грамотности детей, то она, в моем понимании, должна выглядеть так. В детском саду и начальной школе такое финансовое образование проводить не стоит. Следует формировать общую культуру и грамотность ребенка, дать ему возможность наиграться в кубики и машинки. Никаких дополнительных специфических знаний ребенку давать не нужно, так как у ребенка общий пул знаний только формируется», – рассказывает Орехов. Специальные финансовые знания лучше дозированно и аккуратно начинать внедрять с средней школы. Например, можно рассказывать о том, как лучше распорядиться карманными деньгами, пользоваться картой ученика, информировать о том, как обезопасить свой пин-код, подобрать качественный пароль к электронному почтовому ящику и так далее. «В старшей школе можно давать уже более глубокие знания о финансовых продуктах, правилах их использования, рисках, соотношения риск-доходность, почему нужно инвестировать и как создавать накопления, пенсионном резерве и так далее», – считает Александр Орехов.

Чья точка зрения вам ближе?


Заказать звонок
Написать руководителю