Россияне по-прежнему не придают значения финансовой грамотности
Россияне по-прежнему не придают значения финансовой грамотности
Финансовая грамотность дает человеку сразу несколько козырей. В том числе активно способствует росту благосостояния. Но многие россияне предпочитают пребывать в неведении о возможностях денег и институтов. Почему?

В конце апреля 2018 года в России закончилась Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи, организованная Министерством финансов Российской федерации, Банком России и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. С 9 апреля в Москве, а также ряде российских регионов для повышения финансовой компетенции не только детей, но и взрослых было проведено более 30 тыс. мероприятий. Среди них – соревнования по финболу, специальные уроки по финансовой грамотности для детей, всероссийское родительское онлайн-собрание, финансовые зачеты, лекции, конкурсы эссе и другие активности.

Традиция транслировать финансовую грамотность «сверху» может стать хорошим подспорьем для россиян, желающих более эффективно распоряжаться своими финансами, получать дополнительные средства, пользоваться современными банковскими инструментами. Однако таких сознательных граждан – меньшинство. Как правило, в этом вопросе наши соотечественники остаются достаточно пассивными и пользуются услугами тех или иных банков или коммерческих организаций по привычке или в результате навязанной лояльности – повсеместного внедрения зарплатных карт, обязательного страхования автогражданской ответственности и так далее, утверждают эксперты Аналитического центра НАФИ. В результате в рейтинге финграмостности среди стран G-20 в 2017 году заняла девятое место, что оценивается экспертами как среднее и в целом приемлемое. Однако проблем в этой области достаточно.

По мнению экспертов КПК «Боггат», главная причина финансовой безграмотности россиян заключается в том, что люди часто не придают этой области знаний должного значения и не пытаются открывать перед собой новые возможности. «Дали клиенту карточку в банке, сказали, где подписать – люди бездумно делают все по указке, живя из года в год по привычной схеме, – рассказывает заместитель председателя КПК «Боггат» Александр Орехов. – Но даже те, кто понял, что такое пассивное поведение может быть чревато, в том числе, финансовыми потерями, часто не стараются выйти из зоны комфорта и повысить свой финансовый IQ. Люди не понимают важность работы над своими финансовыми компетенциями, не интересуются денежными продуктами и не считают необходимым вникать в их суть. Это самая большая проблема. Есть деньги в кошельке, на карте, – а их убедили, что это почти одно и то же, – и ладно».

При этом возможности для стимуляции роста финграмотности есть, и их число растет из года в год. Банк России, образовательные учреждения, коммерческие организации, в том числе и финансовый магазин «Боггат» постоянно рассказывают о нюансах работы с различными видами банковских карт, разъясняют принципы работы банков, микрофинансовых организаций, надзорных органов, предоставляют информацию о разных видах сберегательных программ, особенностях графика выплат процентов, погашения задолженности, сути и смысле кредитной истории, финансовых правах и обязанностях физических и юридических лиц. Это – прогресс, однако полноценного института финансовых советников в нашей стране еще нет. Компании, которые сегодня причисляют себя к таковым, часто просто навязывают клиентам различные инвестиционные программы типа брокерского обслуживания, торговли на бирже, работы с ценными бумагами и так далее.

Рынок услуг финансовых советников в том виде, в котором он должен быть, – полноценных независимых доступных консультантов по всем видам финансовых вопросов, в России еще не сложился.


Заказать звонок
Написать руководителю